Индивидуализм - это что за понятие? Каковы принципы индивидуализма? Что такое Индивидуализация? Значение и толкование слова individualizatsija, определение термина На чем держится это мировоззрение

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

- англ. individualization; нем. Individuali - sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Синонимы :

Смотреть что такое "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Обособление, выделение одного лица из ряда других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Обособление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    индивидуализация - и, ж. individualisation f. Развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Павленков 1911. Обособление по индивидуальным признакам. Но в мужчинах нет уже и одной десятой той обособленности, той индивидуализации. которую мы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ, индивидуализации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. индивидуализировать и индивидуализироваться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что. Сделать (делать) индивидуальным (в 1 знач.); установить (навливать) что н. применительно к отдельному случаю, лицу. И. занятия с учащимися. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 индивидуализирование (2) обособление (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Оборотная сторона социализации, социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации… … Энциклопедия культурологии

    Индивидуализация - Термин обозначает нашу потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чемто походить на других, болышшство людей лелеет свое чувство… … Большая психологическая энциклопедия

    индивидуализация - individualizacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ko nors išskyrimas pagal skiriamuosius bruožus; atsižvelgimas į kiekvieno vieneto savybes tiriant kurių nors reiškinių visumą, pvz., fizinių krūvių individualizaciją. kilmė… … Sporto terminų žodynas

    индивидуализация - 05.02.39 индивидуализация [ singulation]: Процесс идентификации отдельной радиочастотной метки устройством считывания/опроса в рабочей области с множеством радиочастотных меток. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. См. Индивидуальность … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Индивидуализация уголовного наказания , Велиев С.А. , Настоящая книга представляет собой научный анализ индивидуализации наказания; авторами выявляются пробелы в действующем уголовном законодательстве и предлагается научно-практическая… Категория: Уголовное право Серия: Издатель: URSS ,
  • Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна , В книге идет речь о таком важном аспекте дошкольного образования, как индивидуализация. Автор подробно рассматривает факторы, обусловливающие индивидуальное развитие ребенка, вопросы… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Вдохновение Издатель: Просвещение , Производитель:

(англ. individualization; нем. Individualisierung)

1. Выделение личности или особи по её индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума.

2. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений.

3. Процесс дифференциации общих для данной социальной группы (класса, социального слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими.

4. Процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т.е. персонифицированной формой реализации социальных функций.

5. Процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов.

6. Процесс осознания человеком своей индивидуальности.

7. Процесс превращения человека в индивидуальность, в индивидуума, отличного от других и обладающего социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями и навыками, психологией поведения.

8. Процесс развертывания духовного богатства человека - от индивида к индивидуальности и затем к личности.

9. Процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

10. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими индивидами.

11. Растущее обособление индивида от первоначальных связей.

Пояснения:

Индивидуализация оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества.
Ценные для общества или социальных групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций.

Различия между индивидами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может.

Наиболее распространенным результатом процесса Индивидуализации является чувство одиночества и отчуждения.

Осознав свое положение, человек стремится изжить чувства одиночества и беспомощности, отказаться от собственной индивидуальности, т.е. снова раствориться в окружающем мире (в принадлежности к социальной общности он обретает уверенность и жизненную ориентацию). При этом он вынужден либо подчиняться обществу, либо противопоставить ему свою активность.

Не оспаривается тезис о том, что каждый человек уникален. Но все же, как биологический вид, человеческий организм одинаков. Появление незначительных аномалий, типа удвоения внутренних органов или их отсутствия, связано с нарушениями эмбриогенеза, и не может являться индивидуальной особенностью. Понятие индивидуализации в психологии означает сочетание темперамента, характера, стиля жизни, поведения в обществе.

Своеобразие личности, неповторимость психологического портрета человека тщательно изучается на протяжении всего времени существования.

Одной из наук, пытавшейся объяснить феномен индивидуализации, является физиогномика. Она определяет природные задатки человека по его физическим характеристикам. С античных времен люди пытались определить те особенности, которые указывают на неодинаковость человеческих реакций в стандартных или специально модулируемых ситуациях. Это было необходимо для того, чтобы прогнозировать поведение людей.

В первые десятилетия ХХ века сформировалось дифференциальная психология, основной задачей которой стало изучение индивидуализации как неизбежной реальности, с которой приходится сталкиваться каждому психологу. Развитие характерных черт личности зависят от общества, культуры, этноса, профессии, возраста и прочих социальных факторов. Индивидуализация обусловлена генетически, но при определенных условиях человек может «владеть собой», стараясь не нарушать правила и нормы поведения.

Понятие индивидуализации

Психологическая структура человека предполагает определенные особенности, которые так и называют «чертами личности». Специалисты психологи занимаются проблемами индивидуализации в двух направлениях:

  • Выделение характерологических особенностей личности;
  • Определение типов личности.

Индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Люди, обладающие схожими чертами, объединяются по определенным признакам. Типы личности во многом зависят от конституции человека. Индивидуализация в пределах одного типа проявляется не настолько ярко, как по отношению ко всему человечеству. Согласно конституционной типологии, телосложение определяет не только склонность к определенным заболеваниям, но влияет на индивидуализацию человека. Автор работы «Строение тела и характер», Кречмер, исследовал более двухсот больных и описал следующие пары конституции и темперамента:

  • Астенический – шизотимный;
  • Атлетический – искотимный;
  • Диспластический – циклотимный;
  • Пикнитический.

Для астенического типа, например, характерен высокий рост и хрупкое телосложение. Темперамент шизотимный. Люди замкнуты, необщительны, серьезны, сдержаны, застенчивы.

Искотимный темперамент вязкий, сложно переключающийся, застревающий на одной и той же эмоции. У лиц атлетического телосложения индивидуализация выражается в склонности к эмоциональным вспышкам, предрасположенностью к эпилепсии.

Циклотимический – чаще всего, гипоманиакальный. Человек пикнитического телосложения может также иметь флегматичный характер.

Типологические характеристики практически исключают явление индивидуализации, потому что людей судят по их телосложению. Тогда как веселый пикнитический тип может оказаться автором известных трагических произведений, астеник же, вместо того, чтобы пытаться спрятаться в тени, становится отважным воином.

Индивидуализация личности

Свойства человеческой психики проявляются при определенных условиях. Во взаимодействии с окружающим миром происходит индивидуализация личности с проявлениями уникальных различий. Объективная оценка действий человека строится из тех поступков, которые он совершает. Жизненный путь соизмеряется в биографических датах, знаковых происшествиях. При этом каждый человек имеет собственную точку зрения на те или иные события. Понятие индивидуализации рассматривается психологами как многокамерная категория. Поступки человека проявляются как устойчивый тип поведения. Так индивидуальность становится инструментом саморазвития человека.

Каждый имеет собственный характер, наделен определенными способностями. Стремление к самоактуализации заложено в личности и является важной движущей силой индивидуализации человека. Личность стремится к управлению собственным характером, преодолевает возникающие сложности на пути к самосовершенствованию. Жизненный путь человека определяется процессом самореализации и зависит не только от внешних условий, но и от оценки индивидуума сложившихся обстоятельств.

Отношение к самому себе играет роль обратной связи, но не должно становиться самоцелью. Завышенная самооценка, как правило, ведет в тупик.

Индивидуализация личности приводит к гармонии между внешним и внутренним миром, развивает его до такой степени, чтобы компенсировать недостатки окружающего мира.

Социализация и индивидуализация

Дополнительным фактором гармоничного развития является социализация человека. Ребенок никогда не сможет развиваться как личность вне общества. Два понятия в психологии, социализация и индивидуализация настолько взаимосвязаны, что потеря одного из них приводит к ущербности.

Социализация – это процесс развития человека, приобретения трудовых навыков, ценностей, традиций, которые передаются от одного поколения следующему. Это механизм развития человека.

Оба процесса, социализация и индивидуализация, дополняют друг друга и позволяют человеку адаптироваться в обществе. Самореализация невозможна без стремления к самоактуализации – стремления человека к духовному росту.

Современные педагогические направления учитывают явления индивидуализации человека, в связи с чем определяется индивидуальный подход к обучению. Учитывая особенности ученика, педагог получает наилучшие результаты в своей деятельности.

процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

процесс и рез т совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения обществ. роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации соц. функций. И. оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества. Ценные для об-ва или соц. групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций. Лит.: Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Резвицкий Н.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973. В.А. Ядов.

Попробуем разобраться в том, что такое индивидуализация. Классическая система воспитания и образования, используемая в Советском Союзе, не предполагала выявления и развития творческих способностей каждого ребенка.

В настоящее время в отечественной педагогике происходят существенные изменения. Для того чтобы идти в ногу со временем, в школьной и дошкольной практике используются современные, инновационные методики, которые в полной мере отвечают потребностям современного поколения.

Сущность методических приемов

Индивидуализация обучения имеет следующие особенности:

  • позволяет учитывать умственные возможности школьников;
  • подбирать для каждого ребенка;
  • ускорять процесс информирования подрастающего поколения.

Специфика подхода

Индивидуализация предполагает учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения. Дифференциация - это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников.

Дифференциация и индивидуализация деятельности - это взаимосвязанные между собой методы. При их грамотном применении можно раскрывать сильные стороны школьников, развивать в них уникальные личностные качества.

Педагог получает возможность следить за динамикой своих подопечных, понимать их приоритеты, оказывать сопровождение на разных этапах обучающего процесса.

Суть индивидуализации

Процесс подразумевает создание комплектов заданий разного объема и уровня сложности. Индивидуализация обучения связана с разработкой организационно-учебных мероприятий в разных учебных классах с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.

Основной целью такого вида подхода является раскрытие индивидуальных способностей и особенностей детей, содействие формированию в подрастающем поколении самостоятельности и ответственности.

Индивидуализация образования предусматривает:

  • конкретную поддержку школьников в осознании индивидуальных приоритетов, потребностей, целей обучения;
  • создание условий для раскрытия природных задатков;
  • осуществление помощи и поддержки для самореализации школьников.

Суть подобного подхода заключается в корректировке процесса развития ребенка с учетом условий жизни, специфических параметров его личности.

Специфика дифференцированного обучения

Индивидуализация образования предполагает выбор определенной развивающей траектории для каждого школьника. В задачу педагога входит помощь и сопровождение ребенка, подбор теоретического и практического материала с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Дифференциация образовательного и воспитательного процесса обуславливает создание возможностей для полноценного развития личности, способной к социализации в современных условиях.

Среди отличительных параметров дифференцированного обучения отметим подразделение на две группы:

  • внешнюю дифференциацию, направленную на создание профильных классов, гимназий, коррекционных образовательных учреждений;
  • внутренний вариант, направленный на работу внутри классного коллектива.

Этапы внутренней дифференциации

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация и дифференциация, отметим, что для внутренней формы выделяют несколько основных этапов:

  • сначала проводится первичная диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей школьников;
  • по результатам анкетирования учеников делят на группы: по скорости усвоения материала, концентрации внимания;
  • подбираются определенные задания для каждой группы.

Преимущества и недостатки анализируемого подхода

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация, выделим положительные и отрицательные параметры индивидуального подхода в образовательном процессе.

К основным преимуществам можно отнести:

  • отход от усреднения школьников в процессе приобретения ими теоретических знаний и практических навыков;
  • возможность осуществлять корректировку при отставании детей по каким-то показателям;
  • выделение сильных сторон ребенка, развитие познавательного интереса у детей;
  • увеличение доли самостоятельности.

Продолжим разговор о том, что такое индивидуализация. Отметим, что нельзя оставить без должного внимания и основные недостатки этого педагогического подхода:

  • усиление неравенства между детьми;
  • негативные психологические результаты самовосприятия тех школьников, которые попали в слабые группы;
  • невозможность в конкуренции между отстающими детьми и лидерами;
  • несовершенство диагностического процесса, приводящее к попаданию в группы «слабых» детей, которые не смогли продемонстрировать свои скрытые способности и таланты.

Дифференциация обучения осуществляется благодаря изменению содержания, регулировке длительности выполнения некоторых заданий, подбору специальных средств методической поддержки школьников с учетом уровня их подготовленности, обученности.

Индивидуализация лица возможна в тех случаях, когда у педагога есть четкое представление о цели, задачах урока, его месте в образовательной программе.

Педагог должен владеть информацией о тех затруднениях, которые могут появиться у учащихся в процессе усвоения нового материала, в ходе выполнения дифференцированных заданий.

В своей работе педагог должен использовать дифференцированное обучение в системе, а не эпизодически.

Осуществляется подобное обучение с помощью индивидуальных и групповых заданий. Подобный подход оправдан в следующих ситуациях:

  • если содержание упражнения одинаково для класса, но сильным ребятам на его выполнение дают меньшее количество времени;
  • общее задание предлагается всей группе, но слабым ученикам педагог предлагает дополнительный вспомогательный материал, существенно облегающий им работу. Например, ребята получают опорные схемы, таблицы, образцы ответа, алгоритмы;
  • на одном этапе занятия применяются задачи разного содержания и уровня сложности, предназначенные для слабых, средних, сильных школьников.

Дифференциация и индивидуализация - это методы воспитания и обучения, которые в полной мере соответствуют федеральным стандартам второго поколения.

Заключение

Индивидуализация права на получение качественного бесплатного образования - основная задача школ, лицеев, гимназий. Для выполнения социальной задачи государственные образовательные учреждения выбирают инновационные методики, современные педагогические приемы.

Индивидуализация и дифференциация образовательного и воспитательного процесса в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.