Логопедические занятия с ребенком на букву ч. Логопедическое занятие в старшей группе. Логопедические упражнения на согласные звуки

Цели:

Образовательные

1. Знакомство со звуком и буквой Ч.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов и предложений.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Деление слов на слоги.

5. Активизация словаря и развитие связной речи.

Коррекционные:

1. Уточнение артикуляции звука Ч.

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

3. Коррекция моторных функций средствами релаксации.

4. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Закрепление мелодико-интонационных и просадических компонентов, творческих фантазий и воображения на образце речи логопеда.

Воспитательные:

1. Воспитание активности, творческого начала, нравственно-эстетических чувств.

Наглядность:

1. Иллюстрации сказочных героев.

2. Корзина с игрушками: чайник, мяч, удочка, перчатка, черепаха, спички, пчела, сундучок.

3. Картинки для выделения слогов: Чиполино, часы, ключ, бочка, чай, полочка, девочка, черепаха.

4. Сундучок.

5. Схемы для определения места звуков в слове.

6. Мнемотаблица.

7. Сенсорное панно.

8. Кассы букв и слогов.

9. Индивидуальный раздаточный материал.

10. Алфавит.

11. Индивидуальные сенсорные панно, нитки, липучки.

12. Лодочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (В холле развешаны картинки с героями сказок.)

Логопед проводит игру "Угадай героя сказки”.

Беседа логопеда о русском народном фольклоре и его значении.

Сравнительная характеристика р.н. сказок и сказок народов мира.

II. Основная часть. (В зале)

1. Музыкальная попевка "В гости к бабушке"

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки Милые внучатушки

Вот идёт петушок,

Гордо поднял гребешок Красная бородка,

Важная походка

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается

Уточка голубушка

По двору идёт.

Уточкавразвалочку Деточек ведёт

Вот весёлые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

Лады, лады, ладушки.

Куда едем? К бабушке!

Логопед: "Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Мы немножко отдохнём

И занятие начнём. (Дети садятся на ковёр). Логопед :" Вы не догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня на занятии? Ведь не даром мы встретили с вами на пути Чипполино, Курочку Рябу, Мальчика Спальчика, Хаврошечку...

Дети: "Со звуком и буквой Ч".

Логопед: "Я обещала вам необычное занятие и потому сегодня с нами будет одна из героинь р.н.с. Но чтобы она появилась, давайте скажем волшебные слова."

Дети хором: "Раз, два, три

Чудо, чудо к нам приди"

2. Появляется Лиса.

Лиса : "Говорят, я рыжая,

Говорят, бесстыжая,

Ем цыплят, говорят,

Ем утят, говорят,

Да ведь это петухи,

Наболтали чепухи."

Лиса здоровается с детьми: "А вот и я, узнали вы меня?" (Ответ детей)

Лиса: "Не знаете ли вы, а как в народе меня ещё зовут?"

Дети: "Лисичка- сестричка, лиса- Патрикеевна, лиса- краса."

Лиса: "А почему меня так называют?"

(Ответы детей)

Лиса: "А хотите вы быть такими же красивыми, как я?"

3. Массаж "Лиса"

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(Движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала-Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица- Лиса!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Педагог (использует игрушку "лиса" и "заяц").

За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка- прыг да скок.

Он для ягоды душистой Приготовил кузовок.

(Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть).

4. Лиса: "Ч-Ч-Ч-Ч" (Изолированное произношение звука)

Лиса: "Слышу звук, да не пойму где. Никак у Маланьи чай кипит. Какой звук я произнесла?"

Работа со звуком:

1. Артикуляционный уклад;

2. Характеристика звука;

3. Нахождение звука в ряде других звуков, слогов, слов. Игра "Найди звук"

4. Упражнение на расслабление и закрепление мышц "Корзинка"

5. (На ковре) Дети отгадывают загадки и определяют позиции звука в словах отгадках. Игра: "Определи место звука в слове"

Упражнение на ориентацию в пространстве “Найди сундучок"

6. Работа с мнемотаблицей на закрепление употребление предлогов в речи

Лиса и дети произносят волшебные слова: "Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок."

7. Игра"Телеграф". Дети определяют количество слогов в слове.

8. Музыкальныйхоровод на проговаривание звука " Ч" в речи.

Чу - чу - чу - хоровод я закручу.

Ча - ча - ча - рубим мы дрова сплеча.

Чи - чи - чи - по коленкам постучи.

Ач - ач - ач - мы попрыгаем как мяч.

Лиса убегает.

III. Выход Маланьи.

Маланья: Что за топот, что за шум.

Расшумелась детвора,

Голова болит с утра

Я вас с утра ждала,

Печь растопила, тесто завела,

Калачи испекла, да и на стол уже почти накрыла.

Да, устала я с утра,

Отдохнуть поди пора.

Маланья предлагает детям поиграть.

Музыкальная игра: "У Маланьи." (Игра на развитие темпа, ритма "Эхо".

У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью всё глядели,

И все делали вот так...

Маланья уходит.

IV. Дети проходят за столы.

Работу с буквой проводит логопед

1. Игра- упражнение "Найди букву".

2. Игра- упражнение: "На что похожа буква?"

3. Работа со стихотворением "Цифра 4". (В. Степанов.)

Ч - вы правильно решили - Пишут так же, как 4.

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя

4. Работа с индивидуальными сенсорными панно: выкладывание буквы из ниток и липучек.

5. Рисование буквы пальчиком на ладони, в воздухе и на плече товарища.

6. Пальчиковая игра "Детский сад".

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполино,

И котёнок, и слонёнок,

1 , 2, 3, 4, 5.

7. Работа с кассой: нахождение буквы, выкладывание цепочки (слог, слово).

8. Звуковой анализ и синтез полученного слова.

9. Игра упражнение "Придумай предложение"

V. Физ. минутка. Игра на координацию речи с движением "Окно"

Что за странное явление?

Появилась вдруг стена- Очень прочная она.

Это дверь или окно?

Нам проверить суждено...

Это всё таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стёкла- Станет в комнате светло.

VI. Логопед: Пока мы с вами играли, читали, анализировали, мы совсем забыли про старый,

картонный сундучок, а он нам хочет что- то сказать. Фонограмма с речью сундучка).

Выход Маланьи. Монолог Маланьи о дальнейшей судьбе сундучка (Фонограмма речи сундучка). Диалог Маланьи с детьми о счастье.

VII . Итог занятия.

Логопед: "Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Почему?"

Маланья: "Я тоже хочу преподнести вам от себя маленькую частичку счастья. Я вас, дети, и наших гостей приглашаю на чай с печеньем, калачами и пирогами"

Логопед: "А на следующем занятии, мы продолжим наше путешествие в страну звуков и букв"

Тема занятия : Дифференциация звуков [ч - т’].

Тип занятия : объяснение нового материала.

Группа : ОНР-3.

Класс : 1-й.

Цели:

    Образовательные:

    Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;

    учить составлять слова;

    формировать операции звукобуквенного анализа;

    активизировать словарный запас;

    работать над предложением, формировать грамматический строй,

    закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;

    Воспитательные : воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование : индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.

План занятия:

    Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

    Уточнение артикуляции звуков

    Соотнесение звуков с буквами

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча

    Отгадывание загадок

    Физминутка

    Работа над словообразованием

    Дидактическая игра « Измени слово»

    Массаж ушных раковин

    Пересказ рассказа» Синичка»

Ход занятия:

    Организационный момент .

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Садитесь.

    Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.

Назовите 3-й звук в слове «ручка»

Дети: Звук «Ч»

Логопед: 2-й звук в слове «стержень»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «туча»

Дети: «ч»

Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «Катя»

Дети: Звук «т’».

Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?

Дети: Звуки «ч» и «т’»

Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.

(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)

Логопед: Где мы оказались?

Дети: В лесу

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев

Логопед: Это речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые

    Уточнение артикуляции звуков .

Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Дети: Тихо, не шуметь.

Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.

(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).

Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.

(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).

    Соотнесение звуков с буквами .

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)

Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.

(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь

Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.

    Отгадывание загадок

Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.

(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).

Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка.

(К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).

Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?

Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».

Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.

Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.

Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.

    Физминутка .

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок. Стоп. Сели.

Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.

    Словообразование.

Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?

Дети: Кузнечик.

Логопед: Верно.

(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).

Дети: «Не перепутай буквы».

Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».

(Дети называют детенышей животных).

У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).

Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?

Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».

Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.

Дети: Это пчела.

    Работа со словами-паронимами.

Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.

Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».

(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).

Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).

(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).

Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.

Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.

    Массаж ушных раковин.

Логопед : Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.

    Пересказ рассказа «Синичка»

Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.

Логопед: О ком этот рассказ?

Дети: О синичке.

Логопед: Как она оказалась у детей?

Дети: Она влетела в форточку.

Логопед: Как ей жилось у детей?

Дети: Они о ней заботились.

(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.

Подведение итога занятия .

Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети: О звуках «ч» и «т’».

Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.

Дети: До свидания.

Цель занятия:

    закрепить навыки четкого произношения звука;

    учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;

    развивать фонематические процессы;

    учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;

    наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;

    упражнять в подборе антонимов;

    учить работе с деформированным предложением;

    наблюдать за многозначностью слова;

    развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.

Дыхательная гимнастика:

    4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15)

    Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет»

Организационный момент.

Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.

Сахар, конфеты, чайник (1), печенье.

Пчёлы (2), ромашка, василек, тюльпан.

Печка(3), тарелка, ваза, поднос.

Шляпа, панама, перчатки (4) , фуражка.

Картинки, обозначающие лишние слова - на доску. На картинках крепятся карточки с цифрами.

Введение в тему.

Назовите звук в названии картинки (рисунки 1, 2, 3, 4), который стоит на месте, отмеченном цифрой. Можете воспользоваться звуковыми линейками.

Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?




Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4

Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Работаем по алгоритму .

Взяли зеркала.

Губы – «хоботочком»,

Зубы – сближены,

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.

Работаем по алгоритму.

Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.

Развитие фонематического восприятия.

Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука Ч в словах.

Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.

Словарная работа:

ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок 5).


Рисунок 5

Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком Ч я диктовала?

Соотнесение звука с буквой.

Какой буквой на письме мы обозначаем звук Ч?

На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (рисунок 6).

А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок 7).



Рисунок 6 Рисунок 7

Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.

Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.

Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.

Выделение звука на фоне слога.

1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки (рисунок 8).

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА

Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО

Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ

Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ

Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ

Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ


Рисунок 8

Читаем ещё раз хором слоговую таблицу (рисунок 9). Первый столбик. Второй столбик. Первую строчку. Вторую строчку.

Повторим ещё раз почему слоги ЧА и ЧУ выделены красным цветом? Есть правило сочетания ЧА пишется с гласной А. Чу – с гласной У.


Рисунок 9

2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.

ЧУДО, ЧАСЫ.

А сейчас – только 2 слоги.

ТУЧА, ХОЧУ.

Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

Работа на уровне слова.

1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука Ч в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле (рисунок 10).


Рисунок 10

    Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

    В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.

Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

    Хвост во дворе, нос в конуре,

Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

    Что за весенняя черная птица,

Любит за плугом ходить и кормиться? ГРАЧ.

    У солнышка их много-много.

Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.

    Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

    Ног нет, а хожу,

Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

    Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

    Можно в ней арбузы, яблоки мочить,

капусту квасить и грибы солить. БОЧКА.

    Горячий, с лимонным ароматом,

С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

    Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.

    Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.

2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.

Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.

Скажите, что такое ключ?

Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок (рисунок 11).

А что изображено на второй картинке (рисунок 12)?

Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.

Что изображено на третьей картинке (рисунок13)?

И этот родник тоже называется ключом.

Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.

Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.

В
от сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.


Р
исунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13

Динамическая пауза.

Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».

Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,

Утро – ВЕЧЕР,

Говорить – МОЛЧАТЬ,

Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,

Белый – ЧЕРНЫЙ,

Грязный – ЧИСТЫЙ,

Редко – ЧАСТО,

Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

Пальчиковая гимнастика.

Чудо пальчики у нас.

Вместе с ними в любой час.

Ванечка, Юрочка, Санечка.

Ирочка, Танечка, Манечка.

Работа на уровне предложения.

У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.

Анечка в лесу собирала ягоды.

Катя сочинила интересную сказку.

Мама купила чудесную книгу.

Дети спели весёлую частушку.

Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.

Выйдем к доске и поставим найденные слова. Из этих слов у нас получилось новое предложение. Прочитайте.

Анечка сочинила чу десную ча стушку.

Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Работа с текстом.

Прочитаем текст (рисунок 14). Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.


Папа подарил девочке чудо.

Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.

Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.

Ночью чудо прячется под камнями.

А днем греет бочок на солнце.

Танечка очень любит своё чудо.

Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.

Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ. Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше. Показ видеоролика о черепахах.

Итог занятия.

Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?

Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.

Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?

Гласный или согласный звук? Докажите.

Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.

Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме:

Звук и буква [Ч] .

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

уточнить артикуляцию звука [Ч] .

Закреплять правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах, предложениях.

Закреплять понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», предложение.

Упражнять в выделении звука [Ч] в конце и начале, середине слов.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Уточнить, активизировать словарь по теме «Времена года». Совершенствовать грамматический строй речи (образование мн. числа имен существительных).

Упражнять детей в умении работать с таблицами.

Упражнять в умении составлять предложения.

Формировать диафрагмальный тип дыхания.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фонематические процессы, восприятие, воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные цели:

воспитывать активность, инициативность, отзывчивость, умение работать в паре, сообща.

Ход занятия:

1 . Артикуляционная и дыхательная гимнастика .

а ) « Заборчик »

Верхняя челюсть стоит на нижней , губы в улыбке .

б ) « Киска сердится »

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка , кончик языка при этом прижимается к нижним зубам .

в ) « Почистим зубы »

Улыбнуться , показать зубы , приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние передние зубы , делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх .

г ) « Заморозим подбородок »

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку , выполнять молча и на одном выдохе .
( Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал .)

    Работа над развитием фонематического слуха.

а). Правильное и чёткое повторение чистоговорки:

Чо –чо – чо, чо –чо – чо - У меня болит плечо.

Чу - чу - чу, чу – чу – чу - Раз болит, пойди к врачу.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча - Буду плакать у врача.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи - Помогают нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Ну, тогда пойду к врачу.

Врачи бывают не только у людей, но и у часов. Кто знает, как называется часовой врач?

б) разучивание скороговорки. (Слайд №2).

Часовщик который час чинит часики для нас.

3. Знакомство со звуком [ ч "]

    Логопед читает стихотворение (Слайд № 3).

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники).

Какая птица прилетает к нам самая первая вы узнаете, если угадаете загадку.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»,

Червякам враг.

(Слайд № 4). (грач)

Какой последний звук в слове грач? «Ч»

Произнесём звук [ Ч " ]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [ Ч " ] ? (губы выпячены впе­ ред, раскрыты). В каком положении верхние и нижние зубы ? ( При звуке [ Ч "] ?)
Как работает язык ? Где он находится ? ( При звуке [ Ч " ]?) . Кончик языка может находиться у нижних зубов. Приложите ладони тыльной стороной к горлышку . Оно дрожит или нет ? Почему ? ( Горлышко спит ).
Если поднести ладони ко рту и произносить звук [ Ч " ], мы ощущаем холод или тепло ? (тепло).

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звук [Ч " ] согласный, глухой, всегда мягкий.

    Работа с картинками.

Развитие фонематического слуха.

а) - Посмотрите на картинке и назовите четвёртый лишний предмет. Очки, бабочка, крючки, обруч. (Слайд № 5).

б) – Посмотрите на доску. Внимательно слушайте, как я называю предметы (слайд № 6). Хлопните в ладоши 1 раз, если звук [Ч " ] находится в начале слова; хлопните в ладоши 2 раза, если звук [Ч " ] находится в конце слова;

поднимите руку вверх, если звук [Ч " ] находится в середине слова.

Звуко-буквенный анализ слов.

Бочка, чайник, черепаха, часы, очки, ключ, качели, калач, тапочки, мяч.

На доске схема слов. Подберите слова к данной схеме. (Слайд № 7). (Калач, мяч, очки).

4. Игра на развитие памяти. (Слайд №8).

На экране изображены разные предметы, внимательно посмотрите и запомните их.

Закройте, глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, вы слышите шум прибоя, крик чаек, тёплое солнышко ласкает ваши руки, ноги, лицо. Дышится легко, ровно, глубоко. Ваше тело не напряжено и расслаблено. Дышится легко, ровно, глубоко.

А, сейчас, вы откроете глазки. Потянитесь руками вверх и продолжим наше занятие.

Вспомните, название каких предметов начиналось со звука [ Ч "] . Назовите эти предметы.

5. Знакомство с буквой Ч.

Звук [Ч " ] обозначается буквой Ч. Сейчас я покажу, как простую вертикальную палочку можно превратить в букву Ч. Для этого с левой стороны вверху добавлю вот такой элемент. Вы видите букву Ч. На что похожа эта буква? (кузнечика….)

- На доске написаны варианты написания буквы Ч (Слайд № 9). Назовите номера правильно написанной буквы Ч.

Какой буквой обозначается звук [Ч " ]?

Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из наждачной бумаги буквой).

А, сейчас, мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке

6. Зачеркни букву Ч в тексте.

Кто живёт в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а в старом чемодане мыши.

Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там живёт? Чудеса!

(Г. Юдин)

7. Чтение слоговых таблиц . (Слайд № 10).

АЧ - ОЧ – УЧ – ИЧ - ЕЧ - ЯЧ - ЮЧ

ЧКА –ЧКО – ЧКУ – ЧКИ ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТЫ ЧНА –ЧНО – ЧНУ – ЧНЫ

АЧК –ОЧК – УЧК – ИЧК АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ АЧН – ОЧН – УЧН – ЫЧН

КЧА – КЧО – КЧУ – КЧИ ТЧА – ТЧО – ТЧУ – ТЧИ НЧА – НЧО – НЧУ – НЧИ

АКЧ – ОКЧ – УКЧ – ИКЧ АТЧ – ОТЧ – УТЧ – ИТЧ АНЧ – ОНЧ – УНЧ – ИНЧ

8. Лексико – грамматические упражнения:

К нам в гости пришёл Гномик, он любит всё маленькое. Помогите Гному назвать правильно предметы. (Слайд № 11).

а) образование слов с уменьшительно – ласкательным значением:

- Гномик очень рад. Гномик очень любит животных, но не умеет образовывать слова, а вы умеете. Давайте поможем Гномику правильно ответить на вопросы.

б) образование притяжательных существительных (слайд № 12, 13, 14, 15), (Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?):

Заяц, заячий, заячья, заячье, заячьи;

Белка, беличий, беличья, беличье, беличьи;

Волк, волчий, волчья, волчье, волчьи;

Кошка, кошачий, кошачья, кошачье, кошачьи.

9. Упражнение «чайник» (развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, (Дети стоят, изогнув одну руку, на носик

чайника)

Я вам напоказ выставляю живот. Другую держат на поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами.

Эй, люди, я с вами почайпить хочу. Делают призывные движения правой рукой.

10. Работа в тетради.

На парте у вас элементы прописной заглавной и строчной буквы Ч. Соберите буквуЧ.

Сколько элементов у строчной буквы «ч»? У заглавной буквы «Ч»? (2)

Откройте тетради и напишите строчку буквы «Ч» заглавной и строчку буквы «ч» строчной.

«Слова наоборот». (Слайд № 16)

Запишите в тетради слова, состоящие из одного слога. (чай, ткач).

Работа в парах . Восстановите деформированные слова. Составьте с ними предложения.

КА – ВЕЧ – О ЧЕ – КА – ЛИ ДА - ЗА - ЧА

БА – КА – БОЧ ДЕ – КА – ВОЧ ХА – ПУ – ЧЕ

12. Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком вы познакомились? Дайте характеристику данному звуку. Какой буквой он обозначается?

Нарисуйте на смайликах ваше настроение. Какое у вас настроение? Грустное, весёлое, спокойное.


| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.